Вследствие этого оказывается неизбежным способ последовательного приближения к истине как в отношении границ карьера, гак и в отношении стоимостных показателей.
При разработке горизонтальных и пологих залежей коэффициенты вскрыши увеличиваются обычно за счет мощности вскрыши или уменьшения мощности залежи при ее выклинивании.
Увеличение мощности вскрыши не только увеличивает коэффициенты вскрыши, но может также привести к изменению системы разработки, технологии и организации работ и, следовательно, к изменению затрат на производство 1 м3 вскрышных работ. Небольшая мощность вскрыши (до 10-15 м) позволяет применять весьма экономичную систему с непосредственной перевалкой вскрышных пород в выработанное пространство мощными механическими лопатами или драглайнами. При этом затраты на 1 м3 вскрышных работ будут минимальны; так, например, опыт использования драглайнов ЭШ 14/75 на угольных карьерах показал, что затраты на 1 м3 вскрыши могут быть доведены до уровня 1,2-1,4 руб/м3. При этой системе в условиях мягких и среднеплотных пород вскрыши граничный коэффициент вскрыши может достигать 18-20 м3/м3.
С увеличением мощности вскрыши рабочие размеры экскаваторов оказываются недостаточными для системы разработки с непосредственной перевалкой, поэтому необходимо применять систему с кратной экскаваторной перевалкой вскрышных пород, при которой общие затраты на 1 м3 вскрышных работ повышаются соответственно увеличению коэффициента кратности перевалки, а граничный коэффициент вскрыши уменьшается.
При повышенной мощности вскрыши в благоприятных условиях могут использоваться консольные отвалообразователи и транспортно-отвальные мосты, при которых затраты на 1 м3 вскрышных работ могут быть небольшими, а граничный коэффициент вскрыши значительным.
На одном карьерном поле допустимо последовательное или параллельное применение двух первых систем; применение транспортно-отвальных мостов означает, что система разработки не изменяется в своих основных чертах на весь период эксплуатации.
Комментарии закрыты.