общие принципы взаимоотношений

Поскольку психолог работает не столько с самим ребенком, сколько с его ближайшим окружением, налаживание эмоционально позитивных, доверительных, конструктивных отношений имеет большое значение: надо демонстрировать уважительное отношение к взрослым членам семьи ребенка, не критиковать их действия или родительскую компетентность, внушать им, что они воспринимаются психологом как знающие и понимающие своего ребенка, равные и достойные партнеры в работе с возникшей проблемой.

Иногда родители демонстрируют тенденцию передоверить ребенка психологу с тем, чтобы он «исправлял» его поведение, принимал решение о необходимых мерах, сам занимался с ребенком и т.д. В этих случаях требуется информирование родителей о целях, задачах и возможностях консультационной работы, о необходимости координации усилий семьи и действий психолога. Необходимо настроить родителей на длительную работу, избавить от иллюзий, что психолог сам, не требуя от родителей приложения усилий и временных затрат, справится с трудностями, добьется того результата, на который рассчитывают родители.
Занимательный сайт «Новости онлайн saintclements.net» мне повстречался в сети интернет. На страницах этого сайта про интересные программы для iPhone можно увидеть полезную информацию. Примите это к сведению.
В консультировании детских проблем важно собрать максимально полный анамнез, поскольку родители не всегда обращают внимание на моменты, существенные с точки зрения психолога, а порой и скрывают некоторые обстоятельства внутрисемейных отношений. Необходимо максимально подробно обсудить: 1) общее состояние психического развития ребенка, 2) характер, степень и причины выявленных трудностей, 3) сроки и ситуации их проявления и т.д.; 4) отношения родителей и окружения к трудностям ребенка. На основе этого может быть выполнена совместная разработка системы конкретных мер помощи или специальной коррекционной программы, сформулирован условный прогноз.
На консультации полезно разговаривать одновременно с обоими родителями ребенка, поскольку это не только помогает психологу выстроить более целостную и объективную картину жизни и развития ребенка, но и дает возможность родителям почувствовать общую ответственность за него. Важно выяснить собственные представления родителей о причинах возникших трудностей, об уже опробованных ими способах их преодоления и результативности, о прогнозах разрешения возникших трудностей. Это способствует пробуждению родительской рефлексии и позволяет психологу понять, что именно требует просвещения, коррекции. Выводы диагностического обследования ребенка также необходимо обсуждать с родителями, поскольку это способствует формированию адекватных представлении о том, что реально происходит с ребенком, вопреки представлениям родителей.

Если есть объективные трудности, связанные с развитием ребенка (например, с задержкой психического развития), необходимо формировать у родителей реалистическое представление о них, избавляя от иллюзий легкого и быстрого разрешения проблемы. Программы коррекционных или развивающих мероприятий также важно согласовать с родителями, формируя мотивацию к их выполнению.
На всех этапах стоит внушать родителям уважительное отношение к жизни и личности ребенка, какие бы трудности ни пришлось преодолевать, готовить их к поддержке его дальнейшего развития, информировать о прогнозе.


Комментарии закрыты.