При открытой разработке месторождений в процессе производства горных работ создаются выемки в земной коре, совокупность которых называют карьером. В угольной промышленности карьеры называют разрезами. Линию, ограничивающую карьер на уровне дневной поверхности, называют верхней бровкой карьера, или верхним контуром карьера, а линию, ограничивающую дно, — нижней бровкой карьера, или нижним контуром карьера. Положения верхнего и нижнего контуров карьера в процессе ведения горных работ изменяются. Контуры, достигнутые к моменту погашения открытых работ, называют конечными к он турами карьера, им соответствуют конечная глубина и конечные размеры в плане.
При проектировании карьеров на основе технико-экономических расчетов устанавливают проектные контуры и проектную глубину, которые в принципе соответствуют конечным контурам и конечной глубине. Отклонения конечных контуров от проектных могут быть вызваны различными обстоятельствами и выявляются обычно при погашении горных работ.
В литературе и проектах довольно часто вместо терминов «конечные контуры» и «конечная глубина»- употребляются термины «предельные контуры» и «предельная глубина», которые не соответствуют существу понятия. Проектный контур карьера на земной поверхности называют также технической границей карьера.
Под оконтуриванием карьера понимается процесс установления его конечного контура на планах и геологических профилях.
При проектировании карьеров в условиях сложного рельефа поверхности и сложной залежи понятие «глубина карьера» является условным, так как в действительности глубина карьера может иметь различные абсолютные значения даже в одном профиле.
Залежь или залежи полезного ископаемого, а также вмещающие и покрывающие их пустые породы при открытой разработке разделяют на горизонтальные (или слабонаклонные) слои с включением в слой по возможности однородных пород. В процессе ведения горных работ слои приобретают уступную форму. Под рабочим уступом понимается толща горных пород в карьере, которую разрабатывают самостоятельными средствами выемки и транспорта.
Комментарии закрыты.