В некоторой степени зависит от глубины разработки и величина Ьп , так как при большей глубине и соответственно большем объеме пустых пород необходимы большие площади для отвалов, что ведет к удлинению путей на поверхности. Элементы затрат на транспорт 1 м3 породы в отвал, зависящие от глубины карьера (величина ах и частично Ь), имеют сравнительно небольшое удельное значение. Так, например, при общей продолжительности рейса локомотивосостава в 2 или 2,5 часа время прохождения поездом тех участков пути, которые зависят от глубины, составляет обычно не более 20-35 мин. При этом с удлинением пробега поездов несколько уменьшается стоимость 1 тонно-километра перевозок. Вследствие это-то затраты на транспорт 1 м3 породы возрастают с увеличением глубины неинтенсивно и непропорционально росту глубины.
Более точные расчеты удорожания себестоимости перевозки в связи с увеличением глубины карьера могут быть сделаны только проектным путем для конкретных схем вскрытия и путевого развития на поверхности и на рабочих горизонтах. При этом учитываются усложнения в организации перевозок, вызываемые увеличением глубины, а также то, что увеличение объема перевозок позволяет, как правило, снижать затраты на единицу груза. Конъюнктурные изменения стоимостей транспорта за ряд лет на карьерах не позволяют дать анализ фактического роста расходов по мере увеличения глубины. Однако можно указать на следующий примечательный факт. Несмотря на увеличение глубины породных перевозок на Коркинских и Богословских угольных карьерах в последнее пятилетие затраты на перевозку 1 м3 вскрышных пород не увеличились, а снизились на 25-35% за счет технических усовершенствований и роста производительности труда на карьерном транспорте. Аналогичная картина наблюдается и на других карьерах с увеличением глубины.
Из приведенных положений можно сделать вывод, что при неизменной организации и технике грузовых перевозок увеличение глубины разработки может вызвать удорожание перевозок приблизительно в соответствии.
Комментарии закрыты.