Культура договорной работы

Культура договорной работы

Под этим не совсем обычным термином авторы подразумевают внешний антураж процедуры подписания договора, особенно если сие волнующее заказчика действо происходит не в офисе, а на объекте. Представьте себе, что хорошо одетый элегантный риэлтер… нет, не подписывает договор, а соблазняет свою не менее элегантную клиентку. Вот он раздевается, и дама видит семейные трусы в розовый горошек, заштопанную майку-алкоголичку и дырки на носках, получая вместо предвкушаемого удовольствия культурологический шок. Также и при подписании договора — заказчик успешно «соблазнен», а Вы вынимаете из своего роскошного кожаного портфеля размноженные на некачественном пачкающем ксероксе бланки, причем уже с проставленными печатями, и предлагаете клиенту ЭТО подписать… Эффект будет тот же, к тому же подсознательно человек оставит за собой право от «такой галиматьи» впоследствии отказаться…

Итак, давайте запомним простые «правила хорошего тона» при составлении и подписании риэлтерских, да и не только, договоров.

  1. Высокая полиграфия.

Этот термин подразумевает качественное исполнение документа: логотип компании, шрифты, верстка, хорошая бумага, правильно настроенный принтер, не оставляющий черных полос и прочих следов. В некоторых риэлтерских компаниях используется поучительная для начинающих агентов полиграфическая техника «светофор»: документы на светло-зеленых бланках можно показывать любому проверяющему, на желтых — лучше держать дома или в портфеле, а светло-розовые, как шутил один из наших коллег на тренинге, при появлении представителя надзорной инстанции надо скомкать и проглотить, запив большим количеством воды…

  1. Приложения, отдельные и дополнительные соглашения.

Если к договору прилагаются документы, указанные выше,

то необходимо помнить об их назначении:

приложения составляются заранее, распечатываются вместе с основным текстом и подписываются одновременно с договором. Обычно они содержат детализацию параметров отчуждаемого или приобретаемого объекта;

отдельное соглашение обычно составляется в случае несогласия клиента с какими-либо положениями основного договора, например, «Стороны пришли к соглашению пункт 4.3.2 исключить, пункт 5.3.1 читать в следующей редакции, а также добавить пункт 6.2.8». ОС также подписывается одновременно с «главным» текстом;

допсоглашения, именуемые на жаргоне «допиками» или «допни- ками», чаще всего содержат договоренности о реальной комиссии агентства (в основном договоре, подписанном, например, 15 мая, указано «белое» вознаграждение 10 тыс. руб.), а якобы на следующий день, т.е. 16 мая, стороны договорились о сумме, равной 2,9% от стоимости объекта плюс 1800 долл., что и отражается в допике (естественно, основной и дополнительный документ подписываются одновременно). В некоторых агентствах практикуется весьма неэтичный по отношению к заказчикам прием: допник составляется не в двух, как положено, а в одном экземпляре (на том самом розовом листочке) и остается в агентстве. Авторы полагают, что все-таки лучше оформить два бланка и попросить (именно попросить) клиента вернуть его экземпляр после успешного (это слово акцентируется) окончания сделки;

акт о выполненных работах иногда не оформляется вообще, что, конечно, неправильно, ведь заказчик видит, что с получением своей комиссии агент полностью теряет к нему интерес! К тому же в таком акте обычно указано, что стороны не имеют друг к другу никаких претензий.


Комментарии закрыты.