принципы клиент-центрированного подхода

К. Роджерс, выдвинувший принципы клиент-центрированного подхода в консультировании, во многом определил современные ориентиры консультативной и психотерапевтической практики. Опираясь на тезис, что субъективное восприятие человеком реальности является не менее, если не более, значимым и реальным, чем события, совершающиеся с ним в действительности, он предположил, что основной движущей силой личностного развития является самоактуализация. В русле его подхода каждый человек считается способным к самоактуализации, отыскании смысла и цели жизни, обеспечивающих переживание благополучия, формирование здорового «Я».

Для самоактуализации и становления здорового «Я» человек нуждается в позитивном отношении со стороны других — проявлениях любви, заботы, понимания, эмпатии. Но с детских лет он воспитывается, получая обусловленное одобрение от родителей и других людей, если реализует определенное поведение, «заслуживающее» позитивной оценки. Обусловленное одобрение приучает его чувствовать собственную ценность преимущественно тогда, когда он приспосабливается к требованиям других, следует их желаниям, пусть даже вопреки собственным внутренним интенциям. Ориентация на одобрение часто заставляет человека пренебрегать собственными чувствами, мыслями, желаниями, отказываться от собственного видения ситуации в случаях, если другой, особенно значимый для него, человек видит их иначе. Осознавая несовпадение между самовосприятием и опытом, человек переживает внутренний конфликт: если он не будет действовать так, как требует окружение, он не будет принимаем в сообщества и одобряем ими; если же он будет постоянно отказываться от себя ради согласия и одобрения других, не будет согласованности между его «реальным Я» и «идеальным Я».

Одним из центральных тезисов концепции К. Роджерса является безусловное принятие человека его окружением, т.е. принятие его таким, каков он есть, со всеми особенностями, достоинствами и недостатками, а также признание его права быть таким, каким он хочет, и поступать в соответствии со своими интенциями. Консультант и воплощает это отношение, создавая и поддерживая на сессиях позитивную атмосферу принятия и понимания и тем самым давая возможность клиентам быть самими собой, в том числе позволить себе быть слабыми, смешными, нерешительными, сомневающимися и т.д., если они такими себя чувствуют. Его собственное поведение должно быть внимательным, конгруэнтным, безусловно позитивным, эмпатичным и чувствительным в отношении клиента.

Клиент-центрированное консультирование почти не опирается на диагностику (за исключением, может быть, использования методики Q-сортировки для самоописания клиента), в нем не формулируются диагнозы; в нем в большей степени анализируется личность клиента, чем рассматривается и решается его конкретная проблема. Задача консультанта ставится достаточно широко — он должен помочь клиенту научиться жить полноценной жизнью, в согласии с самим собой, и именно стимулируемая консультантом смена позиции в отношении самого себя в дальнейшем помогает клиенту справляться с конкретными обстоятельствами.
Про компанию ООО «СпецИмпортТорг» мне в сети интернет повстречалась полезная информация. В этой компании купить спецтехнику из Китая (бульдозеры, экскаваторы, краны, фронтальные погрузчики и прочее) можно в самом широком ассортименте на выгодных условиях. Возьмите на заметку мое сообщение.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Комментарии закрыты.