Размер выработки (глубина, план) и- форма ее

Размер выработки (глубина, план) и- форма ееПри теоретических расчетах углов откоса устойчивого борта силу, сопротивляющуюся сдвигу, разделяют на силу трения и силу сцепления. Сила трения в каждой данной плоскости зависит от свойств породы, характеризуемых коэффициентом трения, и нагрузки или нормальных напряжений. Нормальные напряжения Р при отсутствии внешней нагрузки зависят от высоты борта.
Силы сцепления С разделяют обычно на капиллярные и молекулярные. Таким образом, величина удельной силы, удерживающей массив от обрушения, может быть выражена
Теоретические расчеты угла откоса устойчивого борта карьера обычно основываются на методах, разработанных в инженерной геологии для грунтов, сыпучих и малосвязных пород при сравнительно небольших высотах откоса. В частности, результаты расчетов по методу, предложенному С. И. Поповым.
Методы расчета углов устойчивого откоса, разработанные в инженерной геологии, не дают практически удовлетворительных результатов для условий открытых разработок вследствие несоответствия условиям и, что особенно важно, недостаточного исследования значений угла внутреннего трения «р и силы сцепления С для скальных и полускальных пород, обладающих значительными молекулярными силами сцепления. Существенное значение имеет также то обстоятельство, что при проектировании карьеров объективные материалы о свойствах пород, находящихся на значительных глубинах, полученные при производстве геологоразведочных работ, обычно скудны и мало достоверны.
Вследствие этого в производственных условиях углы устойчивого откоса карьера подбирают по мере накопления опыта в процессе ведения горных работ. Проектные решения обычно подбираются ориентировочно на основе опыта в аналогичных условиях, и часто возникает необходимость в их значительной корректировке (до 5-8°) при последующем производстве работ. Для ориентировочных расчетов углов откоса отдельных уступов можно пользоваться данными чл.-корр. АН М. И. Агошкова и данными института Гипроруда, а при выборе углов откоса бортов – данными. Обычно в практических условиях угол откоса рабочего борта для пород мягких и средней крепости составляет 13-25°, а при крепких породах и узких рабочих площадках- до 30°.


Комментарии закрыты.