ХУДОЖНИК, ЧТО РИСУЕТ ПОЛЕ, ИЛИ ЖАН ПОЛЬ ГАНЕМ И ЛАНДШАФТЫ

ХУДОЖНИК, ЧТО РИСУЕТ ПОЛЕ, ИЛИ ЖАН ПОЛЬ ГАНЕМ И ЛАНДШАФТЫ

В городах по всей планете расплатой за прогресс остаются отравленные реки, «черные дыры» бывших промышленных зон, пустыри, свалки, деградировавшие территории, места, казалось бы, уже не подлежащие восстановлению или, в крайнем случае, требующие многомиллиардных инвестиций для реноваций.
К счастью, существует и принципиально иной подход к восстановлению городских и пригородных ландшафтов, который дает стимул к реанимации окрестных депрессивных кварталов. И одним из самых авторитетных экспертов в этой области является француз Жан Поль Ганем, которого часто называют не ландшафтным дизайнером, а ландшафтным философом. Впрочем, сам себя мэтр скромно называет просто художником, а свой первый ландшафтный проект он реализовал, будучи еще студентом художественной школы.
«В арт-резиденции Меру, которая расположена в типичном сельскохозяйственном районе к северу от французской столицы, будущие художники обитают довольно большой срок — несколько месяцев, — рассказывает Жан Поль. — Так, время этой практики очень приблизило меня, горожанина, к природе. По правде, это была моя первая встреча с сельской жизнью. Я получил возможность наблюдать и рисовать руральные ландшафты не в статике, а в динамике — согласно смене времен года. Там я и познакомился с жизнью и работой фермера не только как производителя продовольствия, но и как активного трансформатора пространства.

Оттуда и родилась идея поработать с сельскохозяйственными ландшафтами, не только восстановить им былое визуальное разнообразие, но и придать им новые эстетические характеристики, привлечь внимание общества к фермерскому труду от посадки до сбора урожая».
Ж. П. Ганем широко использует в работе фермерскую технику — тракторы, сеялки и методы посева, применяемые в сельском хозяйстве, на практике реализуя технику дизайна полей. По-настоящему красивым, запоминающимся может быть не только японский сад или декоративный огородик, но и огромные по площади поля, засеянные сельскохозяйственными культурами. Живопись и труд фермера — не только совместимы, считает он, но и прекрасно взаимно дополняют друг друга.
Ландшафтный художник выделяет четыре важнейших компонента, необходимых для работы: это история места, в котором он оказался, структура и контекст ландшафта, осознание актуальных проблем с окружающей средой, вызванных человеческим влиянием. Но самое главное, подчеркивает мэтр, — это сами люди, ведь любой проект создается именно для них, и настоящий ландшафтный архитектор должен очень тонко прочувствовать, понять, чего именно не хватает в данном месте в данное время.
На первый взгляд может показаться, что сельскохозяйственные ландшафтные композиции создаются в таких местах, где не бывает много зрителей.
Но, как говорится, большое видится на расстоянии — тысячи людей ежедневно едут на работу и с работы, наблюдая динамическую картину оживших полей с крупными геометрическими фигурами вместо монотонных сельхозугодий.
Не может не радовать глаз пассажира, когда, подлетая к аэропорту, он видит на земле разноцветные круги, волны, всевозможные геометрические фигуры, которые сразу оживляют довольно скучный пейзаж пригородов мегаполиса. Такие работы — визитная карточка Ж.П. Ганема, а на одном из его мастер-классов полусерьезно прозвучал вопрос: не его ли руки загадочные геоглифы на плато Наска?


Комментарии закрыты.