ПРИМИРЕНИЕ ПРИОРИТЕТОВ, ИЛИ ОТ КАКОЙ ПЕЧКИ ПЛЯСАТЬ, ПЛАНИРУЯ УЧАСТОК

ПРИМИРЕНИЕ ПРИОРИТЕТОВ, ИЛИ ОТ КАКОЙ ПЕЧКИ ПЛЯСАТЬ, ПЛАНИРУЯ УЧАСТОК

Заставить себя думать о том, что дом на участке не является абсолютной доминантой, тяжело. Но необходимо.
Чтобы понять, почему, давайте обратимся к истории. Экскурс — к небольшим дачным домикам, приобретающим свой внешний облик и внутренний смысл в процессе достаточно длительной эволюции наших дачных участков (пресловутых 6 соток): от старинных дедовских ведомственных садовых кооперативов до современного их состояния в виде вполне обустроенных (хотя и довольно скромных) котеджных городков. Начиналось все на таких участках вовсе не с дома на этих самых 6-ти сотках, а с земельного участка, для выращивания на нем овощей и фруктов. Постройка дома становилась задачей «на потом». Поначалу был вагончик, потом сарайчик, потом сборный домик… Но главным движителем развития темы всегда были соображения владельцев о рациональной, разумной застройке — так чтобы и отдохнуть, и еду приготовить, и комфортные условия для всех создать, и садом и окрестными пейзажами из окон полюбоваться. И где надо прохладу организовать, а где тепло и уют сохранить. Да чтобы детей и внуков все время из окон видеть. И все это на минимальной площади — аграрный ресурс следовало использовать максимально. И как результат подобного эволюционного развития застройки имеется огромное количество садовых участков образцово-показательного класса в плане организации пространства сада и дома. Приоритеты расставлялись правильно. Но это вовсе не значит, что нужно возвращаться к аграрному ресурсу как цели усадебного планирования. Речь о другом.

Как зачаток некой архитектурной философии возник задолго до появления самого выражения — думаю, как только человек понял, что возделанные им участки земли вполне могут прокормить его и семью. Однако как тренд и как элемент проектирования усадеб «красивый вид» сформировался в Европе в XVII веке (в восточной Азии, думаю, значительно раньше). Один из принципов тогдашнего проектирования подразумевал создание таких мест на участке, с которых открывались бы чудесные виды на окрестные красоты. Тогда же, например, в произведениях известного поэта — идеолога садостроения Жака Делиля — появились и мысли о пересмотре приоритетов в проектировании усадеб. Однако это были лишь первые попытки переосмысления. Тенденция развивалась и вскоре стала устойчивой модой. Мода — неплохо, если она воспитывает вкус. Она вполне прижилась и в наших краях. Подтверждение этого можно встретить и в описании так называемых миловидов, и в автобиографических записках известнейшего ученого-агрария тех времен Андрея Федоровича Болотова. Позже еще более активное и органичное использование этого художественного приема пропагандировал в своих книгах известный санкт-петербургский садостроитель Арнольд Эдуардович Рейгель.
К счастью, описанный принцип прогрессивно развивался и к определенному моменту приобрел новое, еще более интересное содержание. Сегодня мы не просто устраиваем смотровые площадки или альтанки для обозрения окружающих красот. Сегодня мы «встраиваемся» в эти самые красоты, делаем свой участок неотъемлемой частью окружающей среды.


Комментарии закрыты.